Тема: "Околосмертные переживания (ОСП)"
Музыкальное сопровождение: Pulling_Back_The_Curtain

Несомненно, что околосмертные переживания (ОСП) испытывали люди, принадлежащие к самым разным культурам, и это явление известно на протяжении всей истории человечества... ОСП могут испытывать и молодые, и пожилые люди из самых разных слоев общества, те, кто занимается духовной практикой, и те, кто не верит ни во что... Известно много случаев ОСП у людей, не имевших о нем ни малейшего представления. Питер Фенвик (Peter Fenwick)

Околосмертные переживания (ОСП) — мощный аргумент в пользу существования жизни за чертой земного бытия. Медицинские методы оживления постоянно совершенствуются, и все больше людей возвращаются из состояния клинической смерти. Многие из них рассказывают о пережитых ощущениях, когда они как будто пребывают вне тела. Для многих ОСП — необычайно важный опыт, богатый эмоционально и духовно, имеющий колоссальное значение. ОСП испытаны многими людьми, и их реальность не вызывает никаких сомнений. Информация о ОСП созвучна со свидетельствами о других феноменах психики — ВТО, фактами, полученными от экстрасенсов и физических медиумов, a также со свидетельствами о существовании призраков.Наиболее информированные скептики-консерваторы теперь признают, что реальность ОСП не вызывает никаких сомнений. Теперь спор ведется в плоскости истолкования ОСП. Экстрасенсы объясняют, что в кризисной ситуации, когда смерть почти неминуема или воспринимается как неизбежная, копия физического тела (астральное, или эфирное, тело) покидает физическое тело и проходит первые стадии потусторонней жизни. Если же смерть не наступает, астральное тело возвращается обратно в физическое тело. Исследования показали, что ОСП имеют место быть после затяжной болезни, хирургической операции, родов, несчастных случаев, сердечных приступов и попыток самоубийства. Скептики утверждают, что астрального тела не существует и, что бы ни испытывал человек, это относится только к проблемам физического тела, то есть порождается нашим разумом.  Один из пионеров в этой области доктор Реймонд Моуди (Raymond Moody) начинал свою научную деятельность, будучи убежденным скептиком. Его первая книга «Жизнь после смерти» (Life After Life), опубликованная в 1975 году, считается классическим трудом, открывшим эту область для современных исследований. Затем в 1983 и 1988 годах вышли две другие его работы. С 1975 года было проведено колоссальное количество исследований во многих странах, и сейчас существует несколько международных ассоциаций и специализированных журналов, посвященных проблеме ОСП. Замечательная «Австралийская книга» (Australian book, 1992) Чери Сазерленд (Cherie Sutherland) содержит библиографию, насчитывающую более 150 академических отчетов о научно-исследовательских работах в области изучения ОСП.

ПЯТНАДЦАТЬ ОБЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Моуди обнаружил поразительное сходство в рассказах 150 человек, испытавших ОСП. На основании этой информации он идентифицировал пятнадцать различных элементов, всегда присутствующих в подобных сообщениях. Он создал типичную картину ОСП, содержащую все эти элементы. Человек умирает и, достигая точки полного физического истощения, слышит, как врач объявляет его мертвым. Затем появляется неприятный шум, громкий звон или гудение, и одновременно человек ощущает, как начинает очень быстро перемещаться по длинному темному туннелю. После этого он оказывается вне собственного физического тела, но все еще непосредственно в физической окружающей среде и видит свое собственное тело на расстоянии, как если бы он был зрителем. С этой необычной точки наблюдения он следит за тем, как врачи пытаются вернуть его к жизни, и находится в состоянии эмоционального шока. Спустя некоторое время умерший начинает привыкать к своему странному состоянию. Он замечает, что у него все еще есть «тело», но только другой природы, обладающее совсем иными возможностями, нежели физическое тело, которое он покинул. Очень скоро начинают происходить другие события. Прибывают люди, чтобы встретить его и помочь. Он мельком видит души родственников и друзей, которые уже умерли, и перед ним появляется дух, от которого исходит необыкновенное тепло и любовь — свет, — ранее им никогда не видимый. Этот дух задает ему —без слов — вопрос, призывая оценить свою жизнь, и помогает в этом, демонстрируя мгновенный панорамный «ролик» главных событий жизни умершего. В какой-то момент человек приближается к своего рода барьеру, или границе, — очевидно, это граница между земной и следующей жизнями. Человек все же решает, что должен возвратиться на землю, что время его смерти еще не наступило. В этот момент он сопротивляется, потому что его, со всем его накопленным опытом, забирают в потусторонний мир и он не желает возвращаться в земную жизнь. Он охвачен очень сильным ощущением радости, любви и мира. Однако, несмотря на это, человек так или иначе воссоединяется со своим физическим телом и снова продолжает жить. Затем он пытается рассказать другим о том, что испытал, но у него не всегда это получается. Во-первых, он не может подыскать слова, адекватно описывающие эти неземные ощущения. Он также замечает, что другие люди насмехаются над ним, и поэтому перестает рассказывать. Тем не менее полученный опыт оказывает на него колоссальное воздействие, особенно на его отношение к жизни и к смерти (Moody 1975: 21—23).

Доктор Кеннет Ринг (Kenneth Ring), проведший научное исследование ОСП в 1980 году, в целом подтвердил данные, полученные доктором Моуди, но обнаружил, что данный опыт состоит из нескольких этапов, из которых многие люди пережили лишь начальные. В других подобных исследованиях, проведенных Карлисом Озисом (Karlis Osis) и Эрлендером Харалдссо-ном (Erlendur Haraldsson), Майклом Сабомом (Michael Sabom) и Сарой Кройтцигер (Sarah Kreutziger), Элизабет Кюблер-Росс, Крэйгом Ландалом (Craig Lundahl), Брюсом Грейзоном (Bruce Greyson) и Йеном Стивенсоном, описываются аналогичные ощущения людей, испытавших ОСП.

СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ, НАХОДЯСЬ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ

Американский врач-кардиолог Майкл Сабом опросил более 100 своих пациентов, находившихся в ОСП. Шестьдесят один процент из них сообщили, что испытали классическое ОСП, подобное описанному Моуди в 1975 году. Многие из выживших пациентов в мельчайших деталях описали то, что происходило в операционной в то время, когда они предположительно находились в бессознательном состоянии или умерли. Доктор Сабом проверил версию, что эти пациенты просто использовали свое творческое воображение или опыт, который они подсознательно получили во время предыдущих случаев заболевания, требующих неотложной помощи. Доктор Сабом предложил группе пациентов с хроническими сердечными заболеваниями, не испытывавших ОСП, как можно подробнее описать возможные манипуляции бригады врачей, реанимирующих больного после сердечного приступа. К удивлению исследователя, 80% таких пациентов описали процедуры неверно. С другой стороны, ни один человек из группы людей, утверждавших, что они испытали ОСП, не ошибся, детально описывая действия врачей (Sabom 1980: 120-121).

ОБЩИЙ ОПЫТ

В мире живут миллионы людей, испытавших ОСП. Результаты опроса, проведенного в США в 1983 году Джорджем Гэллапом (George Gallup), показали, что восемь миллионов американцев, то есть приблизительно пять процентов взрослого населения, однажды испытали ОСП (Gallup 1982). В 1989 году аналогичный опрос, проведенный Алланом Келлехиром (Allan Kellehear) и Патриком Хе-веном (Patrick Heaven) в Австралии, дал следующий результат: двадцать человек из двухсот опрошенных утверждали, что испытали по крайней мере пять типичных элементов ОСП. В ходе исследований ОСП, проведенных в разных странах (Марго Грей — в Англии (Margot Grey 1985); Паола Джиоветти — в Италии (Paola Giovetti 1982); Дороти Каунтс — в Меланезии (Dorothy Counts 1983); Сатван Парича и Йен Стивенсон — в Индии (Satwant Pasricha, Ian Stevenson 1986)), выявилось удивительное совпадение полученных данных. Многочисленные свидетельства также показывают, что ОСП имело место на протяжении всей истории человечества (см. описание ОСП у Эра в «Республике» Платона). Несмотря на то, что случаи ОСП известны широко и повсеместно, люди западной культуры только в течение последних 20 лет стали свободно говорить об ОСП и о том влиянии, которое оно оказало на их жизнь.

ВОЗВРАЩЕНИЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ, ПОЛУЧЕННОЙ НЕОБЪЯСНИМЫМ ОБРАЗОМ

Имеется много сообщений о людях, переживших ОСП и возвратившихся к жизни с фактической информацией, о которой раньше понятия не имели, — например о семейных тайнах и т. п. Другие возвратившиеся документально зафиксировали информацию, которую они узнали о будущем (см. Eadie 1992, Brinkley 1994 и Atwater 2000: 204).

ОБЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

По данным Международной ассоциации исследований ОСП, примерно восемьдесят процентов людей, переживших ОСП, заявляют, что их жизнь изменилась навсегда. Они испытывают специфические психологические и физиологические отклонения, которые могут вызвать большие трудности при адаптации к обычной жизни, длящейся в среднем семь лет, но особенно в течение первых трех лет. Это верно в отношении как детей, так и подростков и взрослых.

• Вера в жизнь после смерти.

• Высокий процент (80%) респондентов допускает возможность реинкарнации.

• Полное отсутствие страха смерти.

• Переход от организованной религии к личной духовной практике.

• Статистически существенное увеличение экстрасенсорных способностей.

• Более позитивное представление о себе и о других людях.

• Большее стремление к одиночеству.

• Большая целенаправленность.

 • Отсутствие интереса к материальному успеху наряду с увеличением интереса к духовному развитию.

 • Пятьдесят процентов респондентов испытывали большие трудности в отношениях с близкими людьми в результате смены приоритетов.

• Глубокое осознание того, насколько важно сохранять здоровье.

• Уменьшение употребления алкоголя.

• Почти все из переживших ОСП бросили курить.

• Многие отказались от лекарств.

• Большинство стало реже смотреть телевидение и читать газеты.

• Отмечается повышенный интерес к альтернативному лечению.

• Фиксируется повышенный интерес к обучению и саморазвитию.

• Семьдесят пять процентов респондентов сменили род деятельности, стремясь больше помогать другим людям.

ТЕ, КТО ПЕРЕЖИЛ ОСП, ПРИОБРЕТАЮТ ЭКСТРАСЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ

В ходе независимого исследования американца Мелвина Морса (Melvin Morse) выявилось, что с людьми, пережившими ОСП, случается в три раза больше паранормальных явлений, чем с остальными. Например, они не могут носить часы, потому что работа часового механизма приобретает аномальный характер. Такие люди часто испытывают проблемы с электропроводностью, становясь причиной, например, короткого замыкания в бытовых приборах или стирания информации на кредитных картах (Morse 1992). Доктор Морс также отмечает, что взрослые, испытавшие ОСП, начинают энергично участвовать в благотворительных программах, проявляют социальную активность, не злоупотребляют алкоголем и наркотиками, становятся ярыми приверженцами здорового образа жизни — и это явные последствия ОСП (Morse 1992).

ДРУГИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ Это выдумки?

Естественно, околосмертные переживания не могут быть приняты просто на веру, без анализа следующих альтернативных объяснений. Как уже говорилось, те, кто изучал ОСП, — ученые, медики, психологи, другие исследователи и скептики — все теперь с абсолютной уверенностью утверждают, что околосмертные переживания несомненно существуют. Некоторые непредубежденные исследователи считали, что ОСП невероятны, но впоследствии изменили свою точку зрения. Тот же кардиолог Майкл Сабом признался, что до того, как он начал свои исследования, был убежден в мнении о том, что ОСП — это «сознательные фальсификации либо со стороны тех, кто о них сообщает, либо со стороны тех, кто о них пишет». Однако, приступив к своим исследованиям, доктор Сабом был совершенно потрясен этим явлением и признал-таки его реальность. Кардиолог Морис Роулингс (Maurice Rawlings), настроенный поначалу весьма скептически, пишет в своей книге «За дверью Смерти» (Beyond Death's Door, 1978), что он всегда верил в смерть как в полное исчезновение до того момента, когда сорокавосьмилетний почтальон упал «замертво» в его офисе. Когда Роулингс попытался оживить его, тот принялся кричать: «Я в аду! Заберите меня из ада!» Сначала Роулингс заявил почтальону: «Держите свой ад при себе — я занят тем, что пытаюсь спасти вашу жизнь». Но постепенно он проникся ужасом, охватившим человека, которому пытался помочь. Это произвело на доктора Роулингса такое тяжелое и вместе с тем сильное впечатление, что он продолжил свои исследования и написал об этом не одну книгу. Если верить этому весьма авторитетному кардиологу, этот случай изменил всю его жизнь. Страх, подобный ужасу грешников, пребывающих в аду, испытываемый в состоянии, близком к смерти, весьма распространенное явление. Это проявление эмоций стало предметом подробного исследования профессиональных медиков Брюса Грейзона (Bruce Greyson) и Нэнси Эванс Буш (Nancy Evans Bush).

Причина — в фармакологии?

Есть скептическая версия, что ОСП являются следствием действия наркотических препаратов, которые пациент получает во время лечения, таких, например, как кетамин и морфий. Моуди тщательно исследовал и отверг эту гипотезу (Moody 1975: 160—161). Многие пациенты, испытавшие ОСП, вовсе не принимали наркотики, кроме того, видения, вызванные наркотиками, существенно отличались друг от друга и от подлинных ОСП по содержанию и интенсивности и не оказывали никакого длительного воздействия. Некоторые исследователи, включая Р.-К. Зигеля (R. К. Siegel), сообщили, что некоторые из пациентов, принимавших галлюциногенные наркотики типа ЛСД, испытывали состояния, подобные ОСП. Но нам также известно, что имеются качественные различия между эффектом от действия ЛСД и ОСП. В этом убедился Моуди и другие исследователи.

Кислородное голодание?

Еще одно рациональное объяснение: ОСП вызываются кислородным голоданием и являются нормальной реакцией умирающего мозга. Однако многие люди накануне ОСП не испытывали никаких физиологических нагрузок и в некоторых случаях не имели никаких заболеваний (Moody 1975: 163). Сабом, так же как и доктор Фенвик, обнаружил, что в случаях действительного кислородного голодания происходит «прогрессивное замешательство и нарушение когнитивных способностей», что противоречит ясности и расширению сознания, о которых сообщают люди, испытавшие ОСП (Sabom 1980: 176). Были различные попытки утверждать, что ОСП — это, по существу, «исполнение желания»: человек видит то, что обусловлено воспитанием, которое он получил, и культурными традициями. Однако Ринг (Ring 1984), Сабом (1982) и Гроссо (Grosso 1981) определили, что не существует никакой связи, никакой корреляции между религиозными убеждениями и ОСП. Другие психологи, как, например, Ури Ловенталь (Uri Lowental 1981), решили, не приводя никаких доказательств этому, что ОСП — «возвращение к моменту рождения». Эта гипотеза вовсе не выдерживает никакой критики. Психологи Клетти и Нойс (KJetti and Noyes 1981) утверждали, что ОСП представляют собой «деперсонализацию и приятные фантазии, которые являются формой психической защиты против угрозы разрушения». Однако это объяснение было также опровергнуто учеными Гэббердом и Твэмлоу (Gabbard and Twemlow 1981), указывавшими, что, в то время как деперсонализация обычно происходит у людей между 15 и 30 годами, она фактически отсутствует у людей старше 40 лет. Еще предположение: ОСП — это формы «аутоско-пической галлюцинации» — редкого психического расстройства. Однако и Сабом (1982), и Габбард с Твэмлоу (1981) сочли это объяснение неправдоподобным, учитывая множество существенных различий.

Нейрофизиологические причины?

Моуди сравнивал рассказы пациентов об ОСП с тем, что испытывают люди с неврологическими отклонениями. Он сделал вывод о том, что описания чрезвычайно отличаются друг от друга: люди с неврологическими отклонениями видят случайные эпизоды своей жизни, которые плохо помнят после приступа, тогда как в случаях, типичных для ОСП, события — главные события в жизни — происходят в строгом хронологическом порядке. Человек видит их все, и они представляют собой «единый видеоряд», объясняющий цель его жизни (Moody 1975: 166).

Умирающий мозг?

Доктор Питер Фенвик — член научного общества Королевского психиатрического колледжа и нейро-психиатр с мировым именем, специалист в области исследования проблем пограничного состояния разума/ мозга и сознания. Он ведущий в Великобритании клиницист в области ОСП и президент Международной ассоциации ОСП. Вместе со своей женой Элизабет, также ученым из Кембриджа, доктор Фенвик всесторонне исследовал аргументы скептиков и психологов-материалистов о том, что ОСП вызываются физиологическими эффектами умирающего мозга (Fenwick 1996). Аргументы психологов против ОСП проистекают из их очень ограниченного представления о функционировании мозга. Некоторые психологи не обладают необходимой глубиной научного и практического профессионального знания, каким обладают нейропси-хиатры, такие как Питер Фенвик, чтобы адекватно оценить физиологию ОСП. Профессиональное обучение психологов включает в себя только начальную подготовку в области физиологии. Изучение содержания пяти стандартных университетских учебников по психологии показывает, что вопросам функционирования мозга посвящено менее 5% всего курса психологии. Обучение психологии не предполагает изучения предмета хирургии, не говоря уже о ее узкоспециализированной области — хирургии головного мозга человека. Разумеется, обладая, как доктор Фенвик, необходимыми знаниями, можно точно ответить, действительно ли ОСП обусловлены процессами, происходящими в умирающем мозге. Доктор Фенвик заявляет, что психологи пишут абсолютный вздор, когда касаются областей знания вне их технической компетенции, вопросов, которые они не понимают и которые не являются частью их каждодневной работы.

Его критика уничтожает скептиков.

Они абсолютно ничего не знают... Люди, которые каждодневно не сталкиваются с этим, говорят столько ерунды об ОСП. Я совершенно уверен в том, что такие случаи не вызваны кислородным голоданием, эндорфинами или чем-то подобным. И конечно, это никак не объясняет трансцендентальный характер многих случаев, когда люди испытывают бесконечное чувство потери. (Fenwick 1995: 47) Как нейропсихиатр, он постоянно консультирует людей, которые находятся в замешательстве, дезориентированы и имеют мозговые нарушения. Доктор Фенвик подчеркивает: Совершенно ясно, что любая дезориентация функции мозга приводит к дезориентации восприятия и ухудшению памяти. Как правило, люди с сильно поврежденным или дезориентированным мозгом не могут четко и последовательно воспроизвести в памяти происшедшие события. (Fenwick 1995: 47) Ученый также опровергает аргумент в пользу эндорфинов: Что касается эндорфинов, то мы все время преувеличиваем эффект их воздействия, потому что тысячам людей дают морфий каждый день. Морфий, конечно, успокаивает, но не позволяет четко и последовательно воспроизвести текущие события. (Fenwick 1995: 47) Чтобы их точка зрения принималась всерьез, консерваторам-скептикам придется ответить на следующие вопросы.

• Если ОСП — эффект умирающего мозга, они должны проявляться у каждого умирающего человека. Почему же не все, кто находится в состоянии клинической смерти и у кого умирает мозг, испытывают ОСП?

• Если ОСП — «исполнение желания», почему не каждый случай ОСП является положительным? Почему же в некоторых случаях, по данным Фил-лиса Этуотера (Phyllis Atwater 1994), ОСП носят нейтральный и/или сугубо отрицательный характер?

• Если ОСП вызваны выбросом эндорфинов, какое объективное свидетельство доказывает, что выброс эндорфинов обязательно вызывает в сознании упорядоченную картину жизни ?

• Какое объективное свидетельство доказывает, что выброс эндорфинов приводит к исчезновению ощущения времени и его связи с внутренним «я»?

• Почему почти все, кто испытывал ОСП, переживают потрясение, связанное с духовным очищением, и выбирают более совершенный жизненный путь?

•   Почему большинство испытуемых связывают свою недавно приобретенную внутреннюю мотивацию с сильным потрясением, пережитым при выходе души из тела?

• Какое объективное доказательство представлено, чтобы показать, что понимание роли лимбической системы и височной доли головного мозга может объяснить ощущение знания, глубокого понимания и дежавю, а также статистически значимого усиления экстрасенсорных ощущений, которые сопровождают ОСП?

• Как скептики объясняют необыкновенное сходство ОСП и ВТО?

ФИЗИЧЕСКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ НЕДОСТАТОЧНО

Элизабет Фенвик (Elizabeth Fenwick), соавтор книги «Истина в свете. Исследование более 300 случаев ОСП» (The Truth in the Light. An investigation of over 300 Near-Death Experiences, 1995), начиная свои исследования, считала, что все можно объяснить в научных терминах. Но впоследствии она сделала следующий вывод. В то время как можно найти научное объяснение для отдельных элементов ОСП, невозможно объяснить все явление в целом. Необходимо оценить его в совокупности, а скептики... просто не делают этого. Объяснения с позиции физики здесь недостаточно... Скептики совершенно не понимают, до какой степени ОСП не просто набор беспорядочных случайных ощущений, а стройная цепочка ярких, важных событий. (Fenwick 1995: 47) Эта точка зрения подкреплена исследованием ОСП, проведенным в Голландии врачом-кардиологом Уильямом Ван Ломмелем (William van Lommel) и его командой, которая изучила 345 случаев ОСП у пациентов, которые умерли бы, если бы их не спасли. Десять процентов случаев имели очень много общего с ОСП, и еще восемь процентов имели менее выраженное сходство с ОСП. Эти пациенты сравнивались с контрольной группой, идентичной по степени серьезности заболевания, но не испытавших ОСП. И вот мнение доктора Ван Ломмеля.

Наше самое поразительное открытие состояло в том, что ОСП не имеют физического медицинского происхождения. Как-никак, 100 процентов пациентов перенесли кислородное голодание, 100 процентов получали морфий, 100 процентов перенесли тяжелый стресс, и совершенно очевидно, что не это было причиной того, что 18 процентов испытали ОСП, а 82 процента — нет. Если бы ОСП возникали вследствие любой из этих причин, то их пережил бы каждый пациент. (Van Lommel 1995)

Подобным образом канадский психиатр Ивонна Кейсон (Yvonne Kason) встречала в своей клинической практике людей, которые, не будучи при смерти, испытывали ОСП; к ним относились те, кто думал, что может скоро умереть, и те, кто занимался медитацией (Kason 1994: 73). Без сомнения, ОСП и ВТО и другие объективные свидетельства феноменов психики, описанные здесь, — это важные аргументы в пользу существования жизни после смерти.

 

Hosted by uCoz