Все представленные на сайте советы и рекомендации основаны на моём личном опыте, все манипуляции с компьютерными комплектующими Вы производите на свой страх и риск, соответственно ответственность за полученные результаты целиком и полностью лежит на Вас. Помните: практическая реализация большинства рекомендаций лишает вас гарантии!!!
Главная "Разгон" BIOS Кодирование
видео
Советы Полезно знать Сети Музыкальный
клад
Юмор Интересные ссылки Библиотека

Создание VideoCD дисков (подготовка материала, кодирование, запись)

логотип VideoCD

Развитие современной видеоиндустрии идёт такими темпами, что будь на её месте медицина, мы бы наверное и не догадывались о существовании болезней. Конечно я немного преувеличиваю, но в общем и целом ситуация складывается довольно прогрессивная. Связано это в первую очередь с неуклонным ростом потребительского спроса на видеопродукцию, и как следствие на бытовую технику способную "переваривать" те или иные видеоформаты. Нужно отметить, что в последнее время техника подобного уровня становится всё более доступна "рядовым советским гражданам". Весь вопрос в том, созрели ли граждане для использования этой аппаратуры, или увы по-прежнему стремятся свой выбор основывать на словосочетании: "нажал-заиграло". Наиболее "продвинутые", или я бы сказал дальновидные "человеки" стараются брать "всеядные комбайны", не скупясь при этом на выложенные суммы, тем самым давая возможность серьёзно заработать "нашим челнокам" и стимулируя "ихнюю" экономику и производство. Вроде бы ничего криминального здесь не наблюдается, но......имея существенную разницу в уровне доходов наших граждан и их зарубежных "собратьев" в итоге наблюдаем ситуацию, когда допустим, среднестатистический американец может позволить себе произвести "апгрейд" домашней аудио-видео бытовой техники, наш увы довольствуется заменой "дверных ручек". По-моему глубокому убеждению далеко не всем веяниям моды нужно следовать незамедлительно, отрекаясь от всего старого и желая вкусить плоды прогресса. Если быть более конкретным, то в переходе на новые видео форматы нет ничего плохого, но как я уже упоминал ранее нет абсолютно никакого смысла отказываться от "старой", проверенной временем бытовой воспроизводящей аппаратуры тем у кого нет лишних "нефтедолларов" или тем, у кого замена в ближайщее время не предвидится. Возможно, если вы не являетесь этаким "цифровым гурманом" и не вглядываетесь на телевизоре в артефакты кодирования с расстояния нескольких десятков сантиметров, то имея бытовой плеер или приставку с поддержкой формата Video-CD, и прочитав данный материал вы сможете пополнить свою домашнюю коллекцию фильмов. Так что приступим...... Для начала хотелось бы немного определиться с форматом Video-CD(VCD), указать все плюсы и минусы...Вот, что касается непосредственно технической стороны вопроса:

Технические подробности VCD 2.0

Video CD 1.1
This is the most basic Video CD specification dating back to 1993 4 , which has the followingcharacteristics:
• One mode 2 mixed form ISO-9660 track containing file pointers to the information areas.
• Up to 98 multiplex-ed mpeg-1 audio/video streams or cd-da audio tracks.
• Up to 500 mpeg sequence entry points used as chapter divisions.
The Video CD specification requires the multiplex-ed mpeg-1 stream to have a cbr of less than 174300 bytes (1394400 bits) per second 5 in order to accommodate single speed cd-rom drives. The specification allows for the following two resolutions 6 :
• 352 x 240 @ 29.97 Hz (ntsc sif).
• 352 x 240 @ 23.976 Hz (film sif).
The cbr mpeg-1, layer II audio stream is fixed at 224 kbps with 1 stereo or 2 mono channels.It is recommended to keep the video bit-rate under 1151929.1 bps 7.

Video CD 2.0
About two years after the Video CD 1.1 specification came out, an improved Video CD 2.0 standard was published in 1995. This one added the following items to the features already available in the Video CD 1.1 specification:
• Support for mpeg segment play items (SPI ), consisting of still pictures, motion pictures and/or audio (only) streams was added. See Section 1.6.2 [Segment Items].
• Support for interactive playback control (PBC) was added.
• Support for playing related access by providing a scan point index file was added.(‘/EXT/SCANDATA.DAT')
• Support for closed captions.
• Support for mixing ntsc and pal content.
By adding PAL support to the Video CD 1.1 specification, the following resolutions became
available:
• 352 x 240 @ 29.97 Hz (ntsc sif).
• 352 x 240 @ 23.976 Hz (film sif).
• 352 x 288 @ 25 Hz (pal sif).
For segment play items the following audio encodings became available:
• Joint stereo, stereo or dual channel audio streams at 128, 192, 224 or 384 kbit/sec bit-rate.
• Mono audio streams at 64, 96 or 192 kbit/sec bit-rate.

Теперь обобщим и обозначим плюсы VCD:

  • 1. Широкая распространённость (бытовые плейеры, DVD-проигрыватели, приставки)
  • 2. Качество видео субъективно выше чем у хорошей VHS-кассеты.
  • 3. Отсутствие ухудшения качества картинки при многократном воспроизведении.
  • 4. Стоимость CD ниже DVD болванки.
  • 5. Компактность и длительность хранения.
  • 6. Простота копирования.

Перечисленные выше достоинства VCD не затмевают один существенный недостаток, а именно катастрофическую нехватку пространства при записи фильмов длительностью более 60-70 минут, каковых в природе надо сказать предостаточно. Поэтому в былые времена первый попавшийся мне фильм "Матрица" записанный в формате VCD размещался на 2-ух носителях. Хотя от перестановки дисков в лотке ещё никто не погибал, всё же мне сей факт не очень симпатизирует.....Ну хватит теории перейдём к практике....Вкратце изложу диспозицию: имеется DivX фильм "Машина времени" длительностью 89 минут, требуется получить VCD диск с этим фильмом для просмотра на бытовой аппаратуре. Приступим...............

Для начала я всегда работаю с исходным материалом, т.е подготавливаю его для последующего сжатия в Mpeg 1. Что скрывается под маской "подготовки": Первым шагом я работаю со звуковой дорожкой исходного фильма, т.е определяю её формат (mp3, ogg, ac3, wav), если это mp3, то сжата ли она с постоянным битрейтом (CBR) или с переменным (VBR), я делаю упор на этот фактор не случайно, так как если в исходном фильме звук зажат с переменным битрейтом, то наверняка возникнут проблемы(у меня например, звук пропадал после половины фильма) при переконвертации в процессе получения MPEG 1 файла. По-поводу ogg и ac3 уверен трудности тоже возникнут, но утверждать не стану не довелось кодировать фильм с такими звуковыми "вложениями". Первый вопрос, который может возникнуть на данном этапе: "Как определить параметры звуковой дорожки в фильме, и что делать если это VBR mp3 или OGG или ac3?". Поясняю: При открытии файла, содержащего VBR mp3 звуковую дорожку, в VirtualDubMod получим сообщение вида: (отвечаем Нет)

Обнаружен аудиопоток закодированный с переменным битрейтом

Для получения полных, достоверных сведений о звуковом треке необходимо в VirtualDubMod выбрать Srteams - Stream List получим:

Вкладка Streams - Stream List программы VirtualDubMod

Если звуковой mp3 трек сжат с постоянным битрейтом (CBR), то нижеописанные процедуры можно пропустить. А вот если нет, чаще всего будет именно нет, то читаем далее... В этом окне нажимаем Demux и получаем VBR mp3 файл. Теперь я его разжимаю до самого простейшего wav файла при помощи RazorLame выглядит это следующим образом:

Разжимаем звук до простейшего

Запускаем RazorLame добавляем нужный нам mp3 (Add) и разжимаем (Decode). Получаем на выходе wav файл, который подклеиваем в VirtualDubMod к исходному фильму, предварительно выключив родную звуковую дорожку. Производим следующие манипуляции:

Выбор внешнего аудиопотока

После добавления wav - звукового трека к исходному фильму, необходимо отключить родной трек:

Отключаем "родную" дорожку

Выбрав родную (input avi file) дорожку отключаем её (Disable).

В случае когда мы имеем ogg или ac3 звуковые дорожки я советую аналогично разжать их предварительно в wav перед тем как направлять файл на MPEG 1 кодирование. OGG разжимаем с помощью программы OGGDropXP просто перетащив ogg-файл на окно программы. Ac3 разжимаем в wav при помощи Head AC3 выбрав в пункте Destination Format тип WAV, а в Channel Configuration задав Stereo.

Разжимаем ac3-поток до простейшего

После получения wav файлов из ogg или ac3 исходника подклеиваем их аналогично wav файлу полученному из VBR mp3. Производя попутно те же операции по отключению родной звуковой дорожки.

Со звуком разобрались.....Двигаемся дальше....... Я настоятельно советую отсечь титры в конце фильма и всё что можно до начала фильма, цель едина максимально возможно отсечь ненужный материал. Производим эту операцию в VirtualDubMod задавая метки входа и выхода, а перемещаемся по фильму удерживая клавишу Shift и нажимая стрелки вправо или влево.

Отсечение ненужного материала

После всех проделанных операций мы получим подготовленный материал, который можно "бросать в топку". Для перекодирования подготовленного материала в Mpeg 1 используем программу TMPGEnc. После запуска программы необходимо отказаться от услуг помощника, будем создавать свой профиль, который в дальнейшем будем применять на все фильмы с некоторыми корректировками:

Загружаем профиль настроек

Первым делом нажимаем кнопку (Load) и загружаем имеющийся профиль для создания VCD, но нужно отметить стандартный профиль не годится, так как в нём заблокированы все основные параметры, поэтому выбираем из папки EXTRA профиль unlock.mcf

Выбираем разблокированный профиль

Загрузив этот профиль нажимаем SETTING (настройки) и начинаем править. Первая вкладка:

Настраиваем параметры кодирования

На этой вкладке мы меняем параметры конечного VCD файла.

  1. Stream Type: для VCD - MPEG-1.
  2. Size: 352х288 для PAL и 352х240 для NTSC
  3. Aspect ratio: выставляем в соответствии с исходными параметрами входного видеофайла, как правило 16 к 9.
  4. Frame rate: 25fps - для PAL и 23,97 или 29,97 для NTSC
  5. Rate control mode: Параметр влияющий на качество выходного видео иными словами как будем кодировать (с постоянным битрейтом CBR, с переменным битрейтом VBR, однопроходное или двухпроходное кодирование, кодирование с постоянным качеством), замечу в большинстве случаев я использую режим кодирования с постоянным качеством (Constant Quality), как наиболее оптимальный по соотношению качество видео/время кодирования, лучший вариант 2-ух проходное кодирование, но при этом режиме время затраченное на сам процесс возрастёт в 2 раза.
  6. Bitrate: Значение битрейта (о нём поговорим чуть позже).
  7. Motion search precision: Выставляем только Highest quality (very slow) и не иначе.

Идём дальше...

Настраиваем параметры кодирования

Я не случайно выделил 2 параметра красными прямоугольниками, всё дело в том, что на этой вкладке я всегда изменяю только их оставляя нетронутыми все остальные. Точнее будет сказать, что я меняю только один параметр CLIP FRAME. Поставив против него галку жмём два раза мышью и получаем:

Настройка правильного соотношения сторон

Суть настройки этой вкладки сводится к параметру Arrange Setting - Arrange Method, здесь необходимо изменяя Arrange Method получить "нормальную картинку", а не, например, такую:

Вытянутая по вертикали картинка нам не подходит

Обратите внимание на колёса они далеко не круглые........(так называемый эффект вытянутости). В 90% случаев опция примет вид указанный на первой картинке (Full Screen (keep aspect ratio). Следующие вкладки я пропускаю переходя сразу к Audio:

Настройка параметров звукового сопровождения

Здесь я как правило выставляю MONO звук с битрейтом 128kbit/sec, для просмотра на телевизоре более чем достаточно.....В случае продолжительных фильмов я снижаю битрейт до 96kbit/sec и частоту до 32KHz. Переходим к последней вкладке......

Настройка специфики выходного формата

Выставляем именно Video-CD non-standart, иначе все наши настройки коту под хвост......Теперь жмём Save на титульной вкладке для сохранения профиля:

Сохраняем профиль

Теперь по поводу битрейта на видео поток....Я его приблизительно оцениваю в программе DVtool выглядит это следующим образом:

Определение приблизительного значения битрейта для видеопотока

Хочу сразу отметить выставив 800Mb в Storage Media я не ошибся, это особенности формата VCD для для 700Mb болванки выставляем именно 800, также хотел бы сказать, что полученные в моём случае 1099kbit/sec не соответствуют истине, т.е при установке параметра битрейта 1099 итоговое видео получилось где-то 650Мб, а болванка 700Мб, а место для нас ой как значимо.........Обычно к вычисленному значению битрейта я плюсую 50-100kbit/sec и попадаю аккурат в 690-710Mb(случай перепрожига). После прохождения процесса кодирования получим mpg файл, который необходимо записать на болванку. Записывать будем Nero Burning ROM выбрав проект Video-CD:

Выбор нужного проекта в Nero

В появившемся окне просто перетаскиваем наш mpg файл в окошко.

Добавление файлов в проект

По окончанию процесса получаем предупреждение, что называется в лоб....

От тяк раз...

Выключаем стандартную совместимость (результат изменения параметров в TMPGenc) и продолжаем. Осталось сделать меню и в тираж........

Оформляем меню диска

Записанный VCD диск мною лично проверялся на домашнем DVD проигрывателе и прочитался без проблем!!!! Возможно существует риск несовместимости поэтому первую пробу советую делать на CD-RW!!! Вот наверное и всё, да чуть не забыл в итоге мы получили диск VCD ver 2.0 Удачи!!!!!!!!!!!!!!!!!

Маслёнков Андрей

понедельник, 29 августа 2005 г

Hosted by uCoz