Все представленные на сайте советы и рекомендации основаны на моём личном опыте, все манипуляции с компьютерными комплектующими Вы производите на свой страх и риск, соответственно ответственность за полученные результаты целиком и полностью лежит на Вас. Помните: практическая реализация большинства рекомендаций лишает вас гарантии!!!
Главная "Разгон" BIOS Кодирование
видео
Советы Полезно знать Сети Музыкальный
клад
Юмор Интересные ссылки Библиотека

Сжатие ac3 в ogg vorbis

В рамках предыдущей статьи был получен значительный промежуточный результат процесса кодирования видеоконтента. Следуя логике процедуры рационального сжатия, мы переходим к этапу работы с многоканальной звуковой аудиодорожкой, которая, как правило, представлена в формате ac3. Наша цель, как и на первичном этапе - получить сжатый материал, близкого к исходному качества, но имеющего при этом меньший "вес". В качестве альтернативы привычному формату представления многоканального звука в цифровом виде - ac3 я предлагаю использовать очень качественный аудиокодек от ogg vorbis, позволяющий существенно снизить затраты на битрейт по звуку. Для тех из читателей, кто впервые сталкивается с вышеупомянутым компрессором, процитирую....

"Vorbis идеален для применения в качестве звуковых дорожек фильмов, так как не изменяет их длину при переменном битрейте, что позволяет сохранять синхронность с видеодорожкой и применим для многоканального звука (например 6-канальный звук DVD)"

От себя хотел бы добавить, что ogg является кодеком с потерями, исходя из такого определения неизбежно будет утрачивать качество звучания пропорционально уменьшению битрейта и в сравнении с оригинальной дорожкой ac3 будет всегда определён как догоняющий. Суммируя вышесказанное я бы хотел подвести некий промежуточный итог: ogg vorbis является наиболее прогрессивным кодеком, позволяющим сжимать оригинальные многоканальные аудиодорожки с меньшими затратами битрейта и субъективно близким качеством прослушивания. Итак приступим...Имея в качестве источника все тот же мифологический экшн "Битва титанов" проведем хирургическое вмешательство.

Часть первая - демуксинг или расчленение на составляющие потоки

Загрузив в компонент MKVtoolnix - MKVExtractGUI2 исходный видеофайл извлекаем из него нужную нам многоканальную ac3 аудиодорожку

MKVtoolnix

Как видно из скриншота, оригинальное аудио - шестиканальное, русскоязычное, с битрейтом 448kb/s. Итогом процесса демуксинга становится единственный ac3 файл весом 340Мб.

Часть вторая - декомпрессия или "забудь про подводные погружения"

Теперь разжимаем ac3 дорожку до состояния многоканального wav файла и параллельно снимаем АЧХ графиков каждого из каналов.

headAC3he

Получаем 3,41 гигабайтный wav файл, содержащий 6-канальную звуковую дорожку.

Посмотрим на оригинальные АЧХ...

Определим частоту среза...

За исключением одного низкочастотного канала (отправляемого на сабвуфер) мы получили частоту среза где то в районе 19,6 килогерц. Из характеристик также стоит отметить равномерность АЧХ без явных провалов уровня.

Часть третья - сжатие в ogg vorbis

Воспользовавшись oggdropXPd v1.9.0 (libvorbis 1.3.1) и установив ползунок битрейта в позиции 128kb/s приступаем к сжатию в ogg...

oggdropXP

В результате был получен файл размером 205 мегабайт против 340 исходной массы ac3, битрейт загадочным обоазом колебался не от отметки в 128kb/s, а от +-2*128kb/s, составляя в среднем значения близкие к 250-270. Делаем пометку - выставлять битрей исходя из получаемой кратности 1 в программе к двум в реальности. Посмотрим на АЧХ...

Сразу несколько изменений привлекает к себе оторопелое внимание наблюдателя: частота среза логично поползла вниз (экономия битрейта) упав до отметки в 18кГц, приращение громкости по фронтальным и тыловым каналам и басу, провал центрального канала. Привожу срезы..

Немного отодвинув в сторону графики попробуем оценить на слух падение качества, мысленно настроив себя на лад неподозревающий об этом. По моим субъективным ощущениям акустическая картина стала более напористой и не более того, отличить оригинал от пережатки на слух довольно сложно...

Понизим планку битрейта до настоящих 128кбит/сек, предварительно выставив в программе 64...получаем 90 метровую ogg-улину.

Слышимый диапазон частот каналов ужался до 15кГц, что не могло не сказаться на восприятии акустической картины, звук стал более сухим и немного приглушенным...

Исходя из опыта двух замеров - 256 и 128 натуральных килобит в секунду ogg, первый кажется достойным для интеграции в матрёшку. При подборе битрейта необходимо учитывать, что жанр фильма вносит существенные коррективы в в воспроизводимые акустические реалии и по возможности опираться кроме дискретных графиков ещё на собственные субъективные ощущения от прослушивания.

Часть заключительная - сжатие в ogg vorbis

Используя mkvmerge сводим видео и аудиопоток воедино в контейнер матрёшка...

Вот и подошел к концу мой марафон рационализатора, из 9,6 гигабайтного видео я получил 1,31Gb симулякр, во многом сохранивший первоначальные черты своего прародителя.

За сим прощаюсь, более писать не о чем....

Маслёнков Андрей (8 сентября 2010г.)

Hosted by uCoz