С недавних пора, так повелось, что в игры на компьютере я, по большому счету, не играю. Не сказать чтобы я игнорировал эпохальные творения вроде Far Cry или Crysis, просто регулярно следить за новостями и принимать активное участие в жизни игроиндустрии перестал. Отчасти это вызвано всевозрастающими требованиями к железу и обыденным нежеланием тратить время попусту. Так что игроманьяк из меня никудышний если не сказать больше. Волею всевышних сил или же я просто захотел покуражиться раз в год, но выдались выходные и я погрузился в хит стратегического жанра - RED ALERT 3. В предвкушении игровой идиллии я уселся в кресло и сказал "поехали"....Каково же было мое удивление, когда игра начала, в прямом смысле, чахнуть на первых минутах... Экран превращался в яркое месево вспышек и линий остроугольной формы. Известная картина наблюдалась у меня впервые когда я не удержался и скачал демо Crysis. Правда, в те далёкие времена, у меня был 7-ой Форж и все излечилось beta-версией драйверов от Nvidia. Не мудрствуя лукаво, я пошел бороздить сеть в поисках чего-нибудь посвежее установленных 9.7. Потратив около получаса я был приятно удивлён, что обнаружил отсутствующие на официальном сайте драйвера версии 9.8. Скажу честно, особых надежд с обновлёнными драйверами я не связывал, готовясь к поиску патчей и заплаток еа саму игру. Однако запуск прошёл успешно и я даже успел отдать своим войскам приказ штурмовать укрепления противника, как вдруг на 3-ей минуте сценарий повторился....Нужно сразу отметить, что сама видеокарта Radeon HD4670 исправно проходила многочисленные тесты 3DMark, которые я стал накручивать в поисках артефактов проявляющихся в "Красной угрозе 3". Пройдя по стандартным шагам обновления всевозможной программной части я уже было расстроился понимая, что играть в остроугольные линии в белом зареве - вещь не из приятных, но напоследок решил всё-таки провести даунгрейд частот графического чипа и памяти дабы разуверить себя окончательно. И о чудо, опустив частоты со стандартных 750/2200MHz до уровня 700/2000MHz игра перестала баловать меня феерическим шоу линий и света. Опытным путём я установил, что причина крылась в работе памяти, а именно в частоте работы оной. Частота графического процессора, в известных пределах, не влияла сколь угодно мало на проявление артефактов.
Кстати, все манипуляции с частотами я проводил на уровне фирменного приложения Ati Overdrive, которое показалось мне очень удобным, хоть и малофункциональным. Дальнейшей моей целью стало определение неких пороговых значений частот чипа и памяти, на которых пресловутый Red Alert не давал казуистических искажений. В ходе игрового процесса было установлено, что идти за пределы значений 770/2100MHz не имеет смысла....
Приняв это как данность, я в свойственной мне манере хотел увековечить полученные значения частот непосредственно в аналах bios-а видеокарты. Для редактирования биоса видеокарт от ATI и дальнейшей его прошивки нам потребуются:
Radeon BIOS Editor (RBEditor)
Atiflash
Сперва нам необходимо извлечь текущий образ биоса видеокарты. Для этого грузимся в чистом досе и сохраняем его командой atiflash -s 0 old.rom. Затем переходим непосредственно к работе с образом, запустив Radeon BIOS Editor (RBEditor)...
Переходим на вкладку Clock Settings...
На вкладке нас ожидают многочисленные окна с частотно-вольтажными показателями - это ничто иное как технология "PowerPlay", или иными словами регулирование частоты и напряжения элементов видеокарты в зависимости от режима работы. Так, к примеру, в 2D режиме частота графического чипа снижается до уровня 165MHz, а памяти до 500MHz (DDR). Признаюсь мой первый опыт прошивки скорректированного биоса, был печален, я выставил везде одни и теже значения 770/2100/1,25 и наблюдал весёлую картинку после перезагрузки...После инициализации на этапе приветствия весь экран пошёл полосами и машинка зависла...Сделаю предположение, что все жё схемы оптимизации энергопотребления имеют привязку к уровню напряжений, и простым прописанием ручками 1,25 решается не всё. Поэтому я решил исправить значения по следующему простому правилу - во всех окнах, т.е во всех режимах цифирь 750 заменялась на 770MHz, а частота памяти, аналогично, фиксировалась на отметке 1050MHz. Затем заглянул в алгоритм работы вентилятора...
Исходя из увиденного вертушка начинала молотить по максимуму при достижении графическим чипом температуры в 90 градусов. Подобная картина меня не особо устраивает, поэтому я внёс изменения...Забегая вперёд отмечу, что таким образом можно настроить работу системы охлаждения на наименьший уровень шума, если таковая необходимость присутствует....
Я затронул лишь малую часть того, на что способен редактор биоса "Radeon BIOS Editor (RBEditor)", возможности очень серьёзные и неумелое обращение может повлечь за собой печальные последствия, но это не должно сдерживать!!!!! После того, как мы внесли необходимые корректировки в образ биоса, можно приступать к прошивке оного. Для этого загружаемся в голом досе и набираем atiflash -p 0 new.rom -f Ну а дальше война капиталистам...
В процессе последующего тестирования мною не обнаружено каких-либо аномалий в работе видеоподсистемы, озвученная вначале повествования проблематика была низвергнута, осталось одержать победу на полях игровых сражений....
p.s кстати образы биосов для различных видеокарт можно отыскать по адресу http://www.techpowerup.com/vgabios/
Маслёнков Андрей
воскресенье, 16 августа 2009 г. |