Большинство современных графических адаптеров имеют на своём борту дополнительный видеовыход предназначенный, судя по названию, для подключения бытовой перефирии, в частности телевизора. Конечно было бы неразумно полагать, что единственная цель, которую преследуют производители видеокарт укомплектовывая свои "детища" подобными "штуковинами" это погоня за дополнительным "зелёным рублём". Правда с учётом масштабов продаж мизерная прибавка к стоимости видеокарты оборачивается приличным заработком в итоге. Но я склонен верить в то, что подобные шаги направлены, точнее сказать нацелены в первую очередь на расширение функциональных возможностей видеокарты, её адаптацию к максимально широкому внедрению в повседневную жизнь. Что уж говорить, телевидение до сих пор съедает львиную долю свободного времени и выступает в качестве неугасающего интереса для большинства людей вне зависимости от пола и возраста. Я не случайно затронул эту тему, так как сам до определённой поры был заядлым "любителем поглазеть в ящик". Но время как известно не стоит на месте..... С появлением компьютера телевизор основательно утратил былой "авторитет". Далее шёл период бурного просмотра разношёрстных фильмов на компьютере..., но чем дальше продвигалась киношная эпопея, тем серьёзнее, я бы сказал отчётливее вырисовывались проблемы, создающие серьёзую преграду на этом пути. Достаточно упомянуть о том, что мой 15-ти дюймовый (ЭЛТ) монитор - не самый крупногабаритный на сегодняшний день.... Немного освежив в памяти процесс замены или точнее сказать upgrad-а видеокарты отчётливо припоминаю, что отдавая деньги за 64Mb-ый Palit Daytona GeForce4Ti4200-8x TV-OUT, абсолютно не придавал никаго значения наличию этого самого "TV--OUT"....мне было попросту всё равно лишь бы покупка была поэкономичнее.... И вот наступила пора вспомнить о доселе скрытом потенциале моей видеокарты....Честно скажу, мысль смотреть любимые кинофильмы на "телевизионных просторах" не раз приходила мне в голову, но связанные с её реализацией трудо-время затраты до сих пор перевешивали смутное неизвестное желание. В один прекрасный момент я всё-таки собравшись с силами решил, вступить на "тропу неизведанного"....и как показала, хотя почему показала - показывает до сих пор, практика это стоит того!!! На этом хотел бы закончить предисловие, в котором как мне кажется удалось частично обрисовать назревающее противоречие, пора переходить к разрешению сложившейся ситуации...С чего я собственно говоря начал свои "изыскания", так это с чёткой постановки задачи...Было решено всеми средствами и используя "последние достижения человечества:)" претворить в жизнь идею просмотра фильмов на телевизоре в зале....звучит скуповато, но забегая немного вперёд скажу процесс реализации не заставил меня скучать.....В общих чертах представляя себе план действий начал с осмотра телевизора, тут меня и поджидало первое существенное разочарование в виде "тюльпанчиковых" входов на задней стенке....А вот собственно о чём я:....
Немного "безликой действительности" :
Композитный, RCA (типа «тюльпан»), — во всех отношениях худший — естественно: передача по одному проводу и цветовой, и яркостной информации не может не привести к определенному взаимовлиянию, помехам, искажениям. Однако до сих пор есть достаточно телевизоров, которые имеют только композитный видеовход.
Именно он присутствует в VHS, VHS-C, Video-8, и именно его мы получаем через телевизионную антенну, именно с его помощью вещают в эфире. Это один единственный составной видеосигнал, в котором совмещены и яркостный сигнал, оба цветоразностных, и синхроимпульсы. Для подачи такого сигнала надо всего два провода. Из плюсов этого сигнала можно отметить его стандартность (есть практически везде), и наименьшие требования к пропускной способности канала, по сравнению с другими сигналами. Из минусов – наихудшее качество изображения из всех, что обусловлено тем, что сигналы, из которых он состоит, ограничиваются по ширине полосы. А это приводит к снижению чёткости изображения, реальное разрешение получается в районе 230 - 280 ТВЛ.
Как указывается в известной поговорке: "Цепь крепка настолько, насколько прочно её самое слабое звено". В моём случае "слабым звеном" или лучше сказать ограничительным плинтусом стало именно наличие композитного видеовхода у телевизора, так как видеокарта способна выдавать более качественный видеосигнал. А вот собственно о чём я - 7-pin S-Video гнездо видеокарты:
Контакт |
Наименование |
Назначение |
1 |
GND |
"Земля" для сигнала цветности |
2 |
GND |
"Земля" для композитного сигнала |
3 |
Signal |
Композитный сигнал |
4 |
GND |
"Земля" для сигнала яркости |
5 |
Color |
Сигнал цветности |
6 |
- |
Не подсоединен |
7 |
Y |
Сигнал яркости |
Именно такой 7-pin (7-ми штырьковый) S-video разъём присутствует на моей видеокарте. Он мне до боли напомнил 4-pin S-video-IN разъём, присутствующий на моём TV-тюнере, при помощи которого я оцифровываю любительские видеозаписи с камеры.
Выводы 2 и 3 могут служить для подачи полноценного композитного сигнала. И решено было воспользоваться именно ими, благо где-то валялся штекер от "убитой" ps/2 мыши. Откусив ненужные "ноги" у ps/2 штекера и примерив "обновку" к разъёму я приступил к пайке. Окончание этих процедур дало старт первым тестовым испытаниям...И тут разочарование дубль 2.....на экране телевизора я не увидел ничего такого, что бы хоть отдалённо сигнализировало о пользе потраченного времени....Увы....Какие пляски с бубнами я только не проводил, а изображение так и не обнаруживалось....Немного интернетовской инфы прояснило ситуацию:"...
на выводы 2 и 3 может подаваться композитный сигнал, но большинство производителей почему-то пренебрегают этой возможностью....". Производитель моего "видеомонстра" не самый именитый, поэтому я решил списать собственные неудачи на недобросовестных сотрудников фирмы Palit. Хотя, полагал я, 3 дополнительных "бутафорских" штырька на разъёме моей видеокарты и не были разведены, но 4 основных стандартного 4-pin-го S-video должны быть в порядке.
4-pin S-Video — четырехпроводной (двухканальный; два остальные провода — земля) интерфейс, где по одному проводу идет яркостная составляющая сигнала, по другому — цветовая. Этот сигнал используется в S-VHS, S-VHS-C и Hi-8. Такие сигналы используются, как правило, на видеовоспроизводящей аппаратуре хорошего качества. Требования к пропускной способности канала здесь гораздо либеральнее, сигналы не ограничиваются по ширине, и качество изображения получается очень хорошее, реальное разрешение в районе 400 - 500 ТВЛ.
У моего друга Сергея Жураковского фирменная видюха от LeadTek, коробочная версия, соответственно все необходимые переходники и штекера обязаны присутствовать. Не долго думая, я дёрнул к нему...Необходимый переходник 4-pin S-video - RCA был обнаружен...
Как и следовало ожидать всё срослось безупречно, и я наконец-то получил первые положительные результаты, выражавшиеся в отображении информации на экране телевизора при загрузке компьютера.
Для всех тех, у кого нет хороших друзей и кто не боится паяльника как "высокотемпературного инструмента" придётся мастерить переходник собственными силами:
Следующий шаг - настройка вывода изображения в самой операционной системе. Разочарование номер 3 - режим Clone отказывался выдавать "картинку" на телевизор, как я не пытался....Все мытарства закончились неожиданно, кагда я обнаружил, что TV-чип энкодер моей видеокарты определяется драйверами как Conexant XXXX (не помню уже маркировку). Насколько я помнил это был Philips, было решено переустановить драйвера на видеокарту, выбор пал на версию 66.93, против установленных в системе 78.01. Ожидания оправдались....
После этого активировав режим Clone...
Я наконец то получил долгожданный результат. На вкладке драйверов можно подстроить некоторые параметры, такие как: яркость, контраст, насыщенность цвета, уровень применения фильтров и др. Не буду на этом подробно останавливаться, так как "колхоз - дело добровольное" и "на вкус и цвет товарищей нет"... Можно смело сказать, что с видеосигналом мы разобрались, но "немое кино" - это удел прошлого. Со звуком дела обстоят намного проще, потребуется спаять переходник (Stereo-Audio-Jack)-(TV-Audio-IN-RCA).
Для прокладки я использовал 8-ми жильный сетевой кабель, из них 2 жилы - композитный видеосигнал, 2 жилы - "земля" композитного видеосигнала, 1 жила - сигнальная линия моно звука, 1 жила - "земля" моно звука. Итого задействовал 6 жил, 2 оставил в резерве.
Теперь несколько слов о качестве, которое я получил в итоге.... Честно скажу, читая технические характеристики композитного видеовхода я поначалу расстроился, но....на самом деле всё не так или лучше сказать не совсем так. Субъективно, на мой взгляд, качество отображаемого видеоматериала хорошее, даже очень хорошее, по крайней мере в рамках моего "телевизионного опыта" я не встречал чего-то более паредпочтительного! Вместе с тем необходимо отметить, кроме всего прочего я получил возможность перевода любой "цифры" в аналог( т.е на любой кассетный носитель), будь то фильмы, клипы или просто запись прохождения FAR CRY:). И напоследок, кратко упомяну список всего необходимого для реализации поставленной задачи:
1. Штекер S-Video 4-pin
2. 3 штекера RCA
3. 6-метров сетевого кабеля (8-ми жильная витая пара)
4. 1 Jack для снятия звукового сигнала с выхода звуковой карты.
p.s На этом "строительно-монтажные" работы дома я завершил, но в ближайшей перспективе предстоит не менее увлекательная процедура по реализации этой же идеи у Серёги, там всё будет куда интереснее, ведь у него на телевизоре есть SCART!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Об этом и будет следующая статья........
Желаю Удачи!
Маслёнков Андрей
четверг, 15 сентября 2005 г |